Не теряйте времени!
Выбирайте слова!
Не упускайте возможность!

+7 (964) 575-63-36
+7 (903) 753-98-00
г.Москва, ул.Лесная, 59 стр.1

 

 

Главная Статьи Актерское мастерство для взрослых людей

Актерское мастерство для взрослых людей

« Назад

02.02.2017 13:23

Я рядовой труженик театральных полей и не претендую на роль первооткрывателя. 

В этой небольшой методичке я решил собрать основные ключи к решению ряда задач, с которыми сталкивается человек любой профессии.

Все мы общаемся друг с другом. Нет такого вида деятельности, в котором человек полностью был бы изолирован от взаимодействия с другим человеком. И у всех у нас в той или иной степени возникают с этим трудности.

Многие люди разных профессий отыскивают в интернете актерские курсы и с упоением пытаются освоить азы актерского мастерства. Зачем??? Каждый отвечает на этот вопрос по своему. Кто-то для уверенности в себе, кто-то чтобы преодолеть боязнь выступления перед аудиторией, а кто-то для совершенствования своих ораторских навыков. Но всех их объединяет уверенность в том, что актерам известно что-то, что помогает им с легкостью  общаться с другими людьми. Сказать, что я знаю, что это за тайное знание, было бы обманом. Я знаю лишь то, что актеры действительно меньше других боятся выступать перед публикой и неплохо владеют своим артикуляционным аппаратом. А все остальное у них, как у всех. Так что никаких секретов я вам не открою. Кроме тех, что преподают во всех театральных ВУЗах.

Очень много зависит от того, кто является проводником в мир подобных знаний. Как в любом деле, и в нашем тоже, человек, который передает эти знания, подобен древнему шаману. Он часто не может объяснить словами то, что он знает, описать и сформулировать. Часто проводник просто показывает, а ученик должен беспрекословно повторить. И через повтор, понять суть того или иного знания. И сам ответить на интересующий его вопрос.

К чему я все это?

К тому, что готовых рецептов не существует. Каждый находит свой. И по нему заваривает свое зелье, ведущее его к вдохновению и заразительности.

Я предложу вам несколько ключей открывающих одну и ту же дверь. Какой подойдет вам я не знаю. Тут дело за вами. Пробуйте, ошибайтесь, подбирайте, находите нужные вам ответы. Только сами вы сможете разработать для себя работающую систему. Готовых ответов не существует. Каждый человек уникален.

Итак начнем:

 

Актер.

 

Актер - человек, представляющий что-то или кого-то так убедительно, что зрители верят, что это правда.

Правда, как мы знаем, у каждого своя. Отсюда и множество направлений в актерском искусстве.

Видов актерской деятельности несметное количество.

Я же утверждаю, что всякий вышедший перед аудиторией человек - актер, даже, если он называет себя педагогом, тренером или политиком, потому что перед всеми стоит одинаковая задача: увлечь, убедить, удивить, заставить поверить. 

 

Немного про корень слова АКТЕР.

 

АКТ - действие, совершенное в пространстве и времени человеком или группой людей, направленное на изменение кого-то или чего-то.

Из этого следует, что АКТЕР в дословном переводе означает "ДЕЙСТВУЮЩИЙ". Причем действующий с целью кого-то или что-то переделать, изменить, переформатировать.

Это очень важное понятие, о котором нельзя забывать. Это тот фарватер, по которому нам предстоит двигаться дальше. Самая важная составляющая всей актерской профессии.

Актер, как инструмент.

Если про художников, музыкантов и скульпторов мы с легкость можем сказать, что является их инструментами деятельности, то, что же является инструментом в актерском искусстве?

Ответ лежит на поверхности - сам актер!

Он, и создатель, и продукт собственного труда.

А по сему он обязан так отстроить свой инструментарий, что бы мелодия от его звучания услаждала слух и глаз зрителя.

Сам инструмент актера я грубо разбил бы на несколько составляющих:

Тело

Душа

 

-     тело (физическая форма). Физическая форма артиста должна позволять ему совершать разного рода приемы и действия. Чем лучше артист подготовлен физически тем богаче и разнообразнее его арсенал.

Другое дело, когда речь идет о теле, как об объекте. Тут очень важны такие понятия, как: что это за персонаж, от куда он родом, кто его родители, как он оказался здесь. В общем много много разных факторов из которых складывает полный объем образа. Это называется ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Еще одна важная вещь - это умение разметить свое тело в пространстве, а именно на сцене или в кадре. Сюда входит умение открыться и открыть партнера, не перекрываться, разворачиваться через зрителя, чувствовать композицию, соизмерять расстояния от края сцены и до задника, от партнера к партнеру и т.д.);

-     душа (психическая форма);

В театральных ВУЗах существует такое понятие, как психо-физика. Это понятие, прививает студентам навык не разделять тело и дух человека. И всё же, упражнения для развития одного отличаются от упражнений для развития другого. Поэтому я не стесняюсь их разделять. Но только лишь для того, чтобы разложив процесс на составляющие, поняв, как все устроено и функционирует, собрать его в воедино на финальном этапе.

 Предмет изучения науки актерского мастерства:

 Действие.

Понятие ДЕЙСТВИЕ - это самое сложное в актерской профессии. Многие актеры выходят из стен театральных ВУЗов, так и не постигнув этой тайны. Кто-то приходит к пониманию через много лет постоянной практики, а кто-то так и остается в неведение.

 Из всего вышесказанного вытекает стройная концепция подготовки человека к актерской деятельности:

 1.     Актер - от слова акт, т.е. действующий.

 2. Талант, обаяние, харизма, горящий глаз - все это от природы, которую нужно в себе обнаружить и развить.

 3. Инструментом актера является он сам.

 Школа Эстетического Развития (ШЭР).

 Так я назвал комплекс задач, которые необходимо выполнить для достижения хоть каких-то результатов на поприще публичных выступлений.

Три основных раздела в ШЭР.

 1.     Физическая культура.

 2.     Культура духа.

 3.     Актерская культура.
 

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

 Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

 Почему я выбрал именно это понятие? Потому что оно более полноценно отражает суть того, чем мы занимаемся: это одновременно воспитание и развитие и с другой стороны это то, что непосредственно относится к искусству и манере поведения.

 

Физическая культура

 Культура духа. Ум/Душа.

 Актерская культура.

Тело:

- Необходимо работать над собственным телом. Над физической формой. Мышцы должны быть в тонусе и готовы к нагрузкам.

- Над артикуляционным аппаратом. Это тоже мышцы. Это тоже простые физические упражнения.

- Над дыханием. И это мышцы.

 

 

Душа (иррациональное):

-     Необходимо развивать свою психо-форму.

-     Память.

-     Внимание.

-     Воображение.

-     Фантазия.

-     Эмоциональный интеллект.

 

 

Ум (рациональное):

-     Необходимо развивать свой ум.

-     Постоянно учиться. Посещать семинары и мастер-классы.

-     Постоянно что-то узнавать. Музеи, выставки, кино, театр, концерты.

-     Развивать чувство вкуса. Живопись, музыка, литература, театр. Цвет и композиция.

-     Много читать не только специальной литературы, но и художественной.

Спецзнания:

-     Предлагаемые обстоятельства.

-     Действие.

-     Вера в то, что ты делаешь.

-     Событие.

-     Оценка факта.

-     Сверхзадача и сквозное действие.

-     Куски и задачи.

-     Актерская этика.

Для каждого пункта, что здесь обозначен в театральных институтах существует комплекс упражнений

Итак, мы определились, что необходимо в себе развивать, чтобы добиться каких-то успехов на актерском поприще. Цель поставлена. Как же ее достичь?

 Существует несметное количество школ и методик обучения актерскому ремеслу. Почти у каждого педагога она своя.

 Почему так происходит?

 Все просто.

 Каждый из нас выбирает свою дорогу, которая приведет нас к нужному самочувствию на сцене, или, как принято говорит, к ощущению вдохновения.

 Я предложу вам несколько вариантов. Это самые известные актерские школы, которые зарекомендовали себя, как работающий инструмент. И сразу же оговорюсь - нет панацеи, нет готовых рецептов, нет идеальных комплексов упражнений. Есть масса направлений, которые указывают что и в как может быть развито в человеке, ваша же задача обнаружить в себе работает это или нет на вас конкретно и продолжать поиски. Только вы сами сможете разработать для себя идеальный комплекс упражнений, который будет держать вашу психо-физику в надлежащей форме.

 Важно. Когда вы делаете упражнение, важно понимать как делать его правильно и для чего оно вам. Без этого понимания все упражнения будут абсолютно бесполезны.

Система Станиславского.

Школа Чехова.

Технология актерского мастерства Ершова.

Школы существовали с самого возникновения театра. И в Древней Греции была своя актерская школа, и в Средневековье и в Эпоху Возраждения. Всегда люди, выступающие на сцене, пытались систематизировать то, чем они занимаются. Но лучше всего это удалось К. С. Станиславскому.

 После рождения его системы, как побеги от одной корневой системы, стали возникать масса направлений: Вахтанговская школа, Биомеханика Мейерхольда, Театр жестокости Арто, Брехт, Товстоногов, Гратовский, Стразберг, Васильев, Чаппек и т.д. и т.п. Почти у каждого выдающегося режиссера была своя особенная актерская система.

 Вот правила сцены, которые должен знать каждый (Мишель Аланн) :

 1. Спиной к зрителю не стоять (при необходимости – полубоком)!

 2. Других актеров собой не перегораживать!

 3. При повороте/развороте – первоначально поворачиваться «через зал», т.е. лицом к зрителю!

 4. Помнить о партнерах, о связках, о переходах (поддерживать композицию данной сцены, подыгрывать, выравнивать действие).

 5. Для массового передвижения - использовать весь периметр сцены, не толпиться кучкой, распределяться в шахматном порядке, «черепицей» (помнить пункт 2.).

 6. Для одиночного, личного передвижения – помнить о следующем партнере, т.к.  его движения могут быть привязаны к твоим действиям (чтобы партнер не гонялся за тобой).

 7. Даже «главная» роль – это только роль, а не бенефис одного актера. Сегодня главная роль у одного, а завтра – у другого. «Затмевать» своим превосходством других  - это не профессионально (помнить пункт 4).

 8. Если что-то не понятно, не нравится или не получается – не означает, что это не правильно. Сделай это семь раз! И поймешь, и понравится, и получится! Если не согласен – объясни деликатно.

 9. Каждое место, расстановка, позиция – это не случайная точка, а продуманная локация, взаимосвязанная с последующим движением или действием, и отрепетированная до состояния импровизации.

 10. Сцена – это другое измерение, и привычное восприятие жизненных установок тут не работает. Короля играют подданные. А руки могут сыграть даже крик…

 11. Сцена не любит небрежности и самонадеянности. Мелочи и детали – это цветы на том самом лугу, без которых луг – просто пустырь.

 12. Актерское мастерство – это не просто драматичный текст или  комедийная акробатика. Это - человеколюбие.

 

Все можно развить и довести до совершенства, было бы желание. Но это труд, тяжелый, каждодневный труд. Не все готовы преодолеть этот путь, но те, кто доходит до конца обретают ту самую свободу, которую пытается найти каждый, кто посещает актерские тренинги и курсы.

 Если вы готовы к этому путешествию, тогда добро пожаловать!

 

 



Новости все »

IV Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества "Жемчужина Поволжья"

Скоро начинаем 4 сентября 2017 года наше увлекательное путешествие в мир знаний о театре, танце, вокале, языке. Творческий путь будет интересным и новым. Ура!

img_block