« Назад 02.02.2017 10:23 Я рядовой труженик театральных полей и не претендую на роль первооткрывателя. В этой небольшой методичке я решил собрать основные ключи к решению ряда задач, с которыми сталкивается человек любой профессии. Все мы общаемся друг с другом. Нет такого вида деятельности, в котором человек полностью был бы изолирован от взаимодействия с другим человеком. И у всех у нас в той или иной степени возникают с этим трудности. Многие люди разных профессий отыскивают в интернете актерские курсы и с упоением пытаются освоить азы актерского мастерства. Зачем??? Каждый отвечает на этот вопрос по своему. Кто-то для уверенности в себе, кто-то чтобы преодолеть боязнь выступления перед аудиторией, а кто-то для совершенствования своих ораторских навыков. Но всех их объединяет уверенность в том, что актерам известно что-то, что помогает им с легкостью общаться с другими людьми. Сказать, что я знаю, что это за тайное знание, было бы обманом. Я знаю лишь то, что актеры действительно меньше других боятся выступать перед публикой и неплохо владеют своим артикуляционным аппаратом. А все остальное у них, как у всех. Так что никаких секретов я вам не открою. Кроме тех, что преподают во всех театральных ВУЗах. Очень много зависит от того, кто является проводником в мир подобных знаний. Как в любом деле, и в нашем тоже, человек, который передает эти знания, подобен древнему шаману. Он часто не может объяснить словами то, что он знает, описать и сформулировать. Часто проводник просто показывает, а ученик должен беспрекословно повторить. И через повтор, понять суть того или иного знания. И сам ответить на интересующий его вопрос. К чему я все это? К тому, что готовых рецептов не существует. Каждый находит свой. И по нему заваривает свое зелье, ведущее его к вдохновению и заразительности. Я предложу вам несколько ключей открывающих одну и ту же дверь. Какой подойдет вам я не знаю. Тут дело за вами. Пробуйте, ошибайтесь, подбирайте, находите нужные вам ответы. Только сами вы сможете разработать для себя работающую систему. Готовых ответов не существует. Каждый человек уникален. Итак начнем:
Актер.
Актер - человек, представляющий что-то или кого-то так убедительно, что зрители верят, что это правда. Правда, как мы знаем, у каждого своя. Отсюда и множество направлений в актерском искусстве. Видов актерской деятельности несметное количество. Я же утверждаю, что всякий вышедший перед аудиторией человек - актер, даже, если он называет себя педагогом, тренером или политиком, потому что перед всеми стоит одинаковая задача: увлечь, убедить, удивить, заставить поверить.
Немного про корень слова АКТЕР.
АКТ - действие, совершенное в пространстве и времени человеком или группой людей, направленное на изменение кого-то или чего-то. Из этого следует, что АКТЕР в дословном переводе означает "ДЕЙСТВУЮЩИЙ". Причем действующий с целью кого-то или что-то переделать, изменить, переформатировать. Это очень важное понятие, о котором нельзя забывать. Это тот фарватер, по которому нам предстоит двигаться дальше. Самая важная составляющая всей актерской профессии. Актер, как инструмент. Если про художников, музыкантов и скульпторов мы с легкость можем сказать, что является их инструментами деятельности, то, что же является инструментом в актерском искусстве? Ответ лежит на поверхности - сам актер! Он, и создатель, и продукт собственного труда. А по сему он обязан так отстроить свой инструментарий, что бы мелодия от его звучания услаждала слух и глаз зрителя. Сам инструмент актера я грубо разбил бы на несколько составляющих:
В театральных ВУЗах существует такое понятие, как психо-физика. Это понятие, прививает студентам навык не разделять тело и дух человека. И всё же, упражнения для развития одного отличаются от упражнений для развития другого. Поэтому я не стесняюсь их разделять. Но только лишь для того, чтобы разложив процесс на составляющие, поняв, как все устроено и функционирует, собрать его в воедино на финальном этапе. Предмет изучения науки актерского мастерства: Действие. Понятие ДЕЙСТВИЕ - это самое сложное в актерской профессии. Многие актеры выходят из стен театральных ВУЗов, так и не постигнув этой тайны. Кто-то приходит к пониманию через много лет постоянной практики, а кто-то так и остается в неведение. Из всего вышесказанного вытекает стройная концепция подготовки человека к актерской деятельности: 1. Актер - от слова акт, т.е. действующий. 2. Талант, обаяние, харизма, горящий глаз - все это от природы, которую нужно в себе обнаружить и развить. 3. Инструментом актера является он сам. Школа Эстетического Развития (ШЭР). Так я назвал комплекс задач, которые необходимо выполнить для достижения хоть каких-то результатов на поприще публичных выступлений. Три основных раздела в ШЭР. 1. Физическая культура. 2. Культура духа. 3. Актерская культура. Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Почему я выбрал именно это понятие? Потому что оно более полноценно отражает суть того, чем мы занимаемся: это одновременно воспитание и развитие и с другой стороны это то, что непосредственно относится к искусству и манере поведения.
Для каждого пункта, что здесь обозначен в театральных институтах существует комплекс упражнений. Итак, мы определились, что необходимо в себе развивать, чтобы добиться каких-то успехов на актерском поприще. Цель поставлена. Как же ее достичь? Существует несметное количество школ и методик обучения актерскому ремеслу. Почти у каждого педагога она своя. Почему так происходит? Все просто. Каждый из нас выбирает свою дорогу, которая приведет нас к нужному самочувствию на сцене, или, как принято говорит, к ощущению вдохновения. Я предложу вам несколько вариантов. Это самые известные актерские школы, которые зарекомендовали себя, как работающий инструмент. И сразу же оговорюсь - нет панацеи, нет готовых рецептов, нет идеальных комплексов упражнений. Есть масса направлений, которые указывают что и в как может быть развито в человеке, ваша же задача обнаружить в себе работает это или нет на вас конкретно и продолжать поиски. Только вы сами сможете разработать для себя идеальный комплекс упражнений, который будет держать вашу психо-физику в надлежащей форме. Важно. Когда вы делаете упражнение, важно понимать как делать его правильно и для чего оно вам. Без этого понимания все упражнения будут абсолютно бесполезны. Система Станиславского. Школа Чехова. Технология актерского мастерства Ершова. Школы существовали с самого возникновения театра. И в Древней Греции была своя актерская школа, и в Средневековье и в Эпоху Возраждения. Всегда люди, выступающие на сцене, пытались систематизировать то, чем они занимаются. Но лучше всего это удалось К. С. Станиславскому. После рождения его системы, как побеги от одной корневой системы, стали возникать масса направлений: Вахтанговская школа, Биомеханика Мейерхольда, Театр жестокости Арто, Брехт, Товстоногов, Гратовский, Стразберг, Васильев, Чаппек и т.д. и т.п. Почти у каждого выдающегося режиссера была своя особенная актерская система. Вот правила сцены, которые должен знать каждый (Мишель Аланн) : 1. Спиной к зрителю не стоять (при необходимости – полубоком)! 2. Других актеров собой не перегораживать! 3. При повороте/развороте – первоначально поворачиваться «через зал», т.е. лицом к зрителю! 4. Помнить о партнерах, о связках, о переходах (поддерживать композицию данной сцены, подыгрывать, выравнивать действие). 5. Для массового передвижения - использовать весь периметр сцены, не толпиться кучкой, распределяться в шахматном порядке, «черепицей» (помнить пункт 2.). 6. Для одиночного, личного передвижения – помнить о следующем партнере, т.к. его движения могут быть привязаны к твоим действиям (чтобы партнер не гонялся за тобой). 7. Даже «главная» роль – это только роль, а не бенефис одного актера. Сегодня главная роль у одного, а завтра – у другого. «Затмевать» своим превосходством других - это не профессионально (помнить пункт 4). 8. Если что-то не понятно, не нравится или не получается – не означает, что это не правильно. Сделай это семь раз! И поймешь, и понравится, и получится! Если не согласен – объясни деликатно. 9. Каждое место, расстановка, позиция – это не случайная точка, а продуманная локация, взаимосвязанная с последующим движением или действием, и отрепетированная до состояния импровизации. 10. Сцена – это другое измерение, и привычное восприятие жизненных установок тут не работает. Короля играют подданные. А руки могут сыграть даже крик… 11. Сцена не любит небрежности и самонадеянности. Мелочи и детали – это цветы на том самом лугу, без которых луг – просто пустырь. 12. Актерское мастерство – это не просто драматичный текст или комедийная акробатика. Это - человеколюбие.
Все можно развить и довести до совершенства, было бы желание. Но это труд, тяжелый, каждодневный труд. Не все готовы преодолеть этот путь, но те, кто доходит до конца обретают ту самую свободу, которую пытается найти каждый, кто посещает актерские тренинги и курсы. Если вы готовы к этому путешествию, тогда добро пожаловать!
|