« Назад
12.08.2014 01:23
Педагог дополнительного образования, хореограф Калиниченко Екатерина Евгеньевна рассказывает об образовательной программе и методике преподавания современного танца модерн для детей от 4 лет в нашей Школе современного танца Центра творчества Буфф...
Современный танец – это новое философское течение в хореографии. Это сценический танец, основанный на сочетании стилей модерн и постмодерн танца. Потребность в движении испокон века находила свое выражение в особых динамичных, ритмически организованных формах, используемых всеми культурами и получивших название танца. Каждая культура вырабатывала в процессе исторического развития стилизованный ритуальный язык тела, который наполнялся специфическим содержанием и передавался от поколения к поколению. Именно эти эстетические формулы и пытается сохранить современный танец, одна из задач которого донести до современных поколений выработанные веками представления o грации, виртуозности и выразительности человеческого тела и сделать доступным тот самый язык тела, без понимания которого нарушается взаимодействие между зрителем и исполнителем.
Современный танец так же включает в себя техники классического танца (без соблюдения жёсткой его структуры), собственного подхода хореографа, а также известных, популярных танцев (от джаз-танца до вкраплений исторических форм). На занятиях используются техники: релиз (release-расслабление), различные модерн-техники (Канингхем, Грэм, Хортон), упражнения из классического танца, йоги, адаптированные к современному танцу, работу с полом- flyinglow (низкий полёт), акробатические элементы, растяжку, импровизацию на основе полученного в классе материала, партнеринг (работу в парах), творческие лаборатории.
Актуальность образовательной программы
Актуальностью программы является то, что в учениках воспитываются не только физические и технические навыки, а развивается «художественная наполненность» личности ребёнка, благодаря этому он начинает осмысливать движение. Формируется гармоничное восприятие мира.Танец сливается с жизнью и разносторонне влияет на человека. Воспитывается уверенность в себе, растворяются психологические зажимы и комплексы. Классы техники в этом случае являются не только телесной практикой, но материалом для размышления над темой заданного произведения. В противном случае, мы имеем дело не с танцем и не с искусством, а с тем определенным набором штампов и стереотипов в лексике и композиции. Сами по себе эти движения и приемы, могут быть и хороши и интересны, но, повторяясь во многих телах и постановках, обессмысливаются и обесцениваются. И мы видим очередную вариацию на тему.
Новизна
Новизна данной программы заключается в изучение воспитанниками современного танца, которое проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в комплексном психологическом и эмоциональном воздействии на воспитанников. Используются техники импровизации и танцевально-двигательной терапии. Импровизация дает собственную свободу выбора движения в танце, играет основную роль в развитии творческой личности. Она требует глубокой внутренней работы, открытого сознания, формирования предельно ясных целей, для раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства.Основной задачей танцевальной терапии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне. Таким образом, она, опираясь на искренность тела, представляет собой психологическую работу через движение. Через символы и образы ТДТ дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. ТДТ делает упор на работу с телом и на снятие внутренних зажимов, и в этом смысле ТДТ является поистине очень важным для любого простого человека, а для хореографа – это имеет большую значимость, так как танцовщик должен быть незакомплесованным и открытым зрителю. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Цель программы – формирование у воспитанников вкуса и системы ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление учащихся с различными стилями современного танца.
Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала!
Задачи:
• привить детям любовь к танцу;
• соразмерно сформировать их танцевальные способности;
• развить чувство ритма;
• эмоциональную отзывчивость на музыку;
• танцевальную выразительность;
• координацию движения;
• ориентировку в пространстве;
• воспитать художественный вкус;
• научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.
План обучения для детей 4-5 лет
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Ознакомление детей с танцевальной азбукой:
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (игрушка, колокольчики)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях. |
План обучения для детей 5-6 лет
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами.
Постановка корпуса: работа над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-разновидности прыжков;
- работа с темпам и ритмом.
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук(пятку).
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу).
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
-образные движения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания и гибкость.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
|
Программа обучения для детей 7-16 лет
Цель программы – формирование у воспитанников вкуса и системы ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление учащихся с различными стилями современного танца
Задачи:
- сформировать навыки современного танца;
- развить навыки ориентации в пространстве;
- развить правильное физическое исполнение данных элементов в стилях современного танца (модерн, джаз-модерн);
- раскрыть творческий потенциал детей;
- приобщить к искусству;
В коллектив принимаются все желающие, без специальной подготовки. Прием новичков производится в начале учебного года в группы 1 года обучения, производится в соответствии с возрастной категорией, без хореографической подготовки. Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности.
Срок реализации программы – 5 лет.
Режим занятия: Обучение– 2-3 часа в неделю. Продолжительность занятий 50 минут, 10 минут перерыв на отдых.
Коротко о занятиях:
Первый урок в начале учебного года посвящен проведению инструктажа по технике безопасности. А так же, постановке задач на новый учебный год. Знакомству с предметом- проводится вводная беседа «История возникновения модерна». Большое внимание уделяем изучению разогрева, знакомству с новыми понятиями, которые станут сопровождать нас все годы обучения. Начало положено!
При подготовке к занятию педагог условно делит изучаемый материал на разделы: разогрев, изоляцию, упражнения для развития позвоночника, уровни, кросс, комбинации или импровизации, которые могут быть построены в стилях джаз-танца. Не обязательно в занятие включать все перечисленные разделы, можно использовать лишь два-три, но с учетом возрастных особенностей воспитанников. В конце каждого занятия необходимо оставить несколько минут для выполнения комплекса упражнений стрейчинга, которые нужно соединить с движениями из йоги для расслабления и восстановления дыхания.
Термин «Изоляция» - простейшие движения головы, плечей, грудной клетки, рук и ног. Термин «Координация»- движения, развивающие координацию рук и ног. Термин «Кросс»- техника передвижения в пространстве шагами примитива. Движения contraction и release- техника исполнения движений contraction и release. Понятие взаимосвязи движения и дыхания. Движения бедрами из стороны в сторону, вперед-назад. Hiplift (подъем бедра вверх). Разучивание движения «Свинг». Составление комбинаций на заданную тему. Изучаем и выполняем упражнения, развивающие гибкость позвоночника, которые особенно полезны для растущего организма, они закладывают крепкий фундамент красивой и здоровой спины.
Театр без хореографии, а хореографию без театра невозможно представить: упражнения из тренинга актерского мастерства на освобождение от мышечного напряжения и работа с эмоциями «SHIFT». Для объединения коллектива (чувствование каждого человека в группе) и концентрации на определенном виде «действия» - упр. «Счет». Всё это является основой импровизации. Этим будут заниматься не только в Школе танцев, но и в Детской театральной студии. Изоляция, координация, кросс, стрейчинг, повороты -всё это предстоит узнать и выучить нашим воспитанникам. И конечно же, в конце каждого учебного года, показы этюдов, танцевальных композиций, участие в театральных постановках, демонстрация изученного материала, анализ занятия с воспитанниками, подведение итогов - наполнят открытый урок для родителей и всех поклонников современного танца.
Прогнозируемый результат:
1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, полностью овладели терминологией современного танца, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.
А главной оценкой нелёгкой, непростой, но интереснейшей и увлекательной работы в танцевальном зале послужит ваше родительское внимание и похвала за достигнутый результат и успехи!
Увидимся в танцевальном зале!
Ваш педагог - Калиниченко Екатерина Евгеньевна.
|
|